oncopy="return false;"

вторник, 8 января 2013 г.

Коляда

КОЛЯДА — забытый солнечный божок, представитель Начала Времен, бог дружбы и мира. «Коляда почитался богом мира. Славяне верили, что он употреблял всякие средства, дабы народы, его почитавшие, жили в согласии; но счастию сему препятствовал Чернобог, наушая их ссориться между собою: от сего возгорались войны и кровь человеческая лилась невинно. ...Славяне после войны с другим племенем или народом всякой раз, когда приобретали мир, из признательности к сему богу делали продолжительные, всеобщие и великолепные торжества» (С.Ушаков). В его честь в Саксонии был назван город Koelleda. Его праздник — 24 декабря. С плясками и песнями ходили по домам колядовать — петь песни в честь Коляды. Выражение «молиться Коляде» вошло в русский словарь как слово «КОЛЯДОВАТЬ» и «КОЛДОВАТЬ». Жрец Коляды — колдун.


КОЛЯДА — нисхождение Всевышнего в эпоху Коляды. Второе воплощение Крышня, сын Дажьбоuа и 3латогорки. Дал славянам - "Звездную Книгу", победил Чернобога.

КОЛЯДА (Коледа)
24 декабря (здесь и далее старый стиль) славяне язычники славили Коляду. По словам историка Карамзина, Коляда был богом пиршеств и мира. Хотя, по созвучию с римскими календами (Kalendae), можно предположить, что этот праздник происходит оттуда, но римские торжества с этим названием отмечались во всех месяцах. 

Значение слова "коляда" у разных народов различно: у одних Koleda (коледа) почитается за божество празднеств, и так же называются некоторые церковные обряды, а koledowati (коледовати) означало хождение детей по разным домам с песнями и плясками. По другой версии, Коляда — уменьшительно-ласкательное от слова коло, солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой). Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца — то есть солнца будущего года. Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие "новый год". На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, спешащего на смену старому году.
25 декабря (месяц студень) начинается поворот солнца на весну. Коляду (коло — колесо, круг — солярный знак солнца) представляли прекрасным младенцем, захваченным в плен злою ведьмою Зимою, которая превращает его в волчонка (можно сравнить синоним волка — лютый — с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Только тогда, когда будет снята с него волчья шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты. 

Коляда праздновался в зимние Святки с 25 декабря (Сочельник) по 6 января (Велесов день).
Позже колядой стали называть рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и саму песню. В святочные ночи ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. Колядование было любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества. Народ веселился вовсю. Даже цари ходили к своим подданным — поздравить и поколядовать.
Н.Карамзин отмечает, что и царь Иван Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам, и даже казнил князя М.Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I также любил святочные игрища, в которых сам принимал участие. В его время святочные игры бывали не только в городах и селах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с сенными девушками и боярынями. 

У простого народа праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом — ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывались сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Не принять христославов считалось за грех для домочадцев и оскорблением для христославов. Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за то различное угощение. Рядились по-разному. В деревнях парни надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных — медведей, быков, баранов и т. д. 

В святочные обряды входило гадание, когда по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, старались узнать свое будущее, человеческий жребий. В язычестве гадание являлось одним из главных обрядов богослужения. С приходом христианства гадание стало преследоваться под видом ворожбы. В указе патриарха Иоакима от 1684 г ., запрещавшем святочные игрища, гаданья, ряжение ("масководство и надевание звероподобных харь"), говорится о том, что они приводят человека в "душепагубный грех". 

Во время зимних Святок особое значение придавали снегу. Считалось, что если собрать снег со стогов и отбелить холстину, то получишь такой результат, что ни солнце, ни вода не смогут сделать лучше. Принесенный с поля и брошенный в колодец снег помогал сохранить в нем воду на целый год, даже если летом бывала засуха. Этот же снег использовался для омовений в качестве целительного средства.
Во многих литературных произведениях описываются коляды, но, пожалуй, самое яркое и сочное описание — у Н. В. Гоголя в "Ночи перед Рождеством":
"Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал, щедровку и ревел во все горло:
Щёдрик,ведрик,
Дайте вареник, -
Грудочку кашки.
Кiльце ковбаски!
Хохот награ;дал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только, вместе с степенными отцами, оставались в избах, высовывались из окошка с колбасою или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал ком снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком, стремглав, на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от света снега."

Уродилась коляда
Накануне рождества,
За горою за крутою,
За рекою за быстрою,
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие,
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят колядуют:
"Ой коляда, коляда,
Ты бываешь, коляда,
Накануне рождества ".

Колядка

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
 ВАШИ КОММЕНТАРИИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ