Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа.
Начинались
они с сочельника, кануна Рождества — 24 декабря и длились две недели до
Крещения — 6 января (по старому стилю). Новый год (1 января) как бы
делил святки на две половины. Время от Рождества Христова до 1 января называли «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения — «страшными вечерами».
Святые вечера — это дни празднования Рождества Христова. Страшные
вечера назывались так потому, что существовало поверье, будто бы в эти
дни черти и другая нечистая сила гуляют по белому свету. По церковной
легенде, разгул нечистой силы в этот период связан с искушением Христа
перед его крещением. По народной же версии (представлениям), в эти дни
Бог, празднуя рождение сына, отворял ворота ада и позволял «праздновать
бесам» на земле рождение Христа.
Подобное разделение святок велось,
видимо, с древности, так как оно известно и нехристианским народам. Да и
вообще святки имеют дохристианское происхождение; изначально эти дни
были посвящены встрече и началу солнечного года, возрождению солнца,
первым шагам пробуждающейся природы. Вместе с этим праздновали начало
годового цикла сельскохозяйственных работ, а также почитали предков.
Одновременно прощались с силами мрака, зимой, холодами, соответствующими
периоду «умирания» солнца. Страшные силы в эти дни, казалось, достигали
вершины своего могущества, но солнце уже начинало победоносное шествие,
одолевая мертвенные силы зимы. Говорили: «Солнце на лето — зима на
мороз».
Святки на Руси представляли собой причудливую смесь языческих
обрядов с элементами православия. Вместе с тем они не были результатом
механического соединения двух традиций — народной и церковной. Элементы
разных эпох и культур органически соединялись, образуя особый сплав, —
так называемое бытовое православие. Тема жизни и смерти, возрождения и
воскрешения через смерть, гибель, сожжение, постоянного перехода из
одного состояния в другое присуща как дохристианской, так и христианской
культуре. Эта двойственность, органичная для обеих культур, облегчила
их взаимодействие и взаимопроникновение. Церковные праздники легко
поддавались мирскому — трудовому и бытовому — осмыслению.
25 декабря праздновался великий христианский праздник
Рождества Христова. Ему предшествовал сорокадневный Рождественский
(Филиппов) пост. Навечерие (канун) этого праздника проходило в особо
строгом посте и называлось сочельником, или сочевником, так как по
церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво, то
есть хлебные зерна, размоченные водой. Пост соблюдался до вечерней
звезды. В этот вечер вспоминали ветхозаветные пророчества и события,
относящиеся к Рождеству Спасителя, готовились к празднику. Рождество
(как большой праздник) праздновали повсеместно в течение нескольких
дней, особенно в тех местах, где оно было храмовым (престольным)
праздником.
В более древней (дохристианской) традиции святки также
начинались вечером 24 декабря, когда праздновалась Коляда (южная и
западная Россия), Авсень, или Таусень (центр и северо-восток России).
Историк Н.М.Карамзин считал, что Коляда - древний славянский
бог пиршеств и мира, но это лишь одна из многих трактовок этого образа.
Когда-то, как сообщал И.Снегирев («Русские простонародные
праздники и суеверные обряды». Вып. II., 1837, с. 29), и под Москвой был
обычай называть сочельник Колядою и в ночь на Рождество возить в санях
девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую выдавали за
Коляду. В народной традиции существовали еще две коляды: Васильевская,
канун Нового года, и крещенская, накануне Крещения или Водокрещей.
Первая именовалась богатой, а вторая бедной или постной.
Первые шесть вечеров Святок назывались "святыми", а последующие шесть — "страшными", потому что вся нечистая сила пускалась в разгул и могла встретиться в любом месте. Старики и старухи прежде всего ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, чтобы оградить свое жилье от бесовского посещения.
Временное умирание мира накануне Нового года символизировалось обычаем резать и приготовлять свинью, называемую Колядой. В ее ритуальном поедании могли участвовать все односельчане, после чего умирание переходило в возрождение и торжество нового мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий