oncopy="return false;"

четверг, 7 февраля 2013 г.

Этот день


1837 8 февраля - 27 января 1837 года по старому стилю – день дуэли Пушкина с Дантесом на Черной речке


В день дуэли поэт читал «Историю России в рассказах для детей» Александры Ишимовой, к которой был приглашен в этот день и которой написал письмо с сожалением, что не может принять ее приглашение. В записях Жуковского отмечено, что Пушкин «ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни - потом увидел в окно Данзаса, в дверях встретил радостно. - Вошли в кабинет, запер дверь. - Через несколько минут послал за пистолетами...». Поводом для дуэли явилось ухаживание за женой поэта – Натальей Гончаровой, кавалергарда - француза по происхождению - Дантеса.


5 ноября 1836 года Пушкин отправил Дантесу вызов, но дуэль состоялась только через три месяца. Приемный отец Дантеса, голландский посланник барон Луи Геккерен - опытный дипломат, - вначале добился двухнедельной отсрочки дуэли, а затем женил Дантеса на старшей сестре Натальи Николаевны Екатерине. Однако повод для оскорбительных толков и сплетен в адрес поэте и его жены не иссяк. Окружающие замечали, что Дантес "продолжал демонстративно восхищаться своей новой невесткой; он мало говорил с ней, но находился постоянно вблизи, почти не сводя с нее глаз".

Через две недели после свадьбы Дантеса и Екатерины Гончаровой барон Геккерен получил от Пушкина письмо, в котором поведение посланника и его приемного сына было представлено как безнравственное. Дуэль стала неизбежной. Противники и их секунданты встретились 27 января в безлюдном пригороде Петербурга близ Комендантской дачи. «Несмотря на ясную погоду, - вспоминал секундант Пушкина К. Данзас, - дул довольно сильный ветер.

Морозу было градусов пятнадцать... Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу... они начали сходиться. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановясъ, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил <...> Пушкин был ранен в правую нижнюю часть живота".

Вечером 27 января раненого поэта внесли в кабинет его последней квартиры на Мойке. Придворный лейб-медик Николай Арендт, один из лучших врачей столицы, осмотрев рану, объявил: "Спасение было бы чудом". Еще около двух суток поэт боролся со смертью. Все это время возле него постоянно находились друзья. Александр Иванович Тургенев вел хронику трагических событий. 29 января: " ...2-й час. Пушкин тих.

Арендт опять здесь, но без надежды, Пушкин сам себе пощупал пульс, махнул рукою и сказал: "Смерть идет".

Василий Жуковский так вспоминал о последних минутах поэта: "Вдруг, как будто проснувшись, он быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он сказал: «кончена жизнь!». Даль, не расслышав, отвечал: - «да, кончено, мы тебя поворотили». - "Жизнь кончена!" - повторил умирающий внятно и положительно. "Тяжело дышать, давит!"  Это были его последние слова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
 ВАШИ КОММЕНТАРИИ

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ